Особенности снабжения производств на территориально-удаленных объектах

Особенности снабжения производств на территориально-удаленных объектах

Северные территории играют важную роль в экономике Российской Федерации. Они обеспечивают около 60% валютных поступлений страны, в данных районах находится 90% российского природного газа, 70% нефти, 100% алмазов, около 90% меди и никеля, 70% золота, 50% леса [1].

Данные территории, как правило, являются труднодоступными и значительно удаленными от промышленно-развитых районов и даже от населенных пунктов. Производственные объекты на таких территориях принято называть территориально удаленными объектами (ТУО).

Организация снабжения любой северной территории требует значительных финансовых затрат, поэтому необходима разработка адекватного логистического подхода к решению данной проблемы. Методика снабжения территориально удаленных объектов должна предусматривать минимизацию затрат и сокращение сроков доставки товарно-материальных ценностей [2].

В этой связи нами был проведен анализ особенностей ТУО и выделены следующие их виды.

Первая особенность уже названа — географическая удаленность от промышленно-развитых регионов и населенных пунктов.

Вторая особенность — тяжелые природно-климатические условия, которые вызывают сложность освоения территорий, как для осуществления производственной деятельности, так и для проживания производственного персонала [3].

Следующая особенность — слаборазвитая инфраструктура территориально удаленных объектов, их внутренняя обустроенность. Обычно конкретный ТУО имеет временный характер функционирования и будет ликвидирован, как только большая часть полезных ископаемых на его территории будет использована. Поэтому инфраструктура на ТУО также имеет временный характер и является минимально необходимой.

Среди особенностей также можно назвать труднодоступность территорий из-за отсутствия круглогодичных автомобильных дорог с твердым покрытием и железнодорожных путей. А их строительство не всегда возможно, а если и возможно, то требует значительных финансовых вложений.

Особенностью ТУО является также наличие обычно небольшой и ограниченной территории. Такие размеры обусловлены тем, что инфраструктура минимальна и достаточна только для осуществления производственного процесса и проживания персонала.

Исходя из пяти названных особенностей, можно дать следующее определение понятия территориально удаленного объекта. Территориально удаленный объект — это ограниченная по своим размерам территория, располагающаяся на значительном расстоянии от промышленно-развитых районов и населенных пунктов, находящаяся в тяжелых природно-климатических условиях, не связанная с такими районами круглогодичными автодорогами и железной дорогой, имеющая слаборазвитую инфраструктуру.

Выделенные особенности позволяют также определить факторы, влияющие на организацию снабжения территорий товарно-материальными ценностями. Все факторы можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Внешними факторами являютсяследующие.

  1. Географическая удаленность. Доставка товарно-материальных ценностей на ТУО занимает длительное время, что следует учитывать при проведении планирования и определения срока размещения заказа.
  2. Отсутствие железных дорог и круглогодичных автодорог. Это потребует эксплуатации и использования для доставки товаров сезонных путей, в летнее время — по реке, зимой — по зимним дорогам. При этом необходимо учитывать сроки их действия. Для водного пути это может быть три месяца, для зимних дорог — до пяти месяцев. На эти сроки во многом влияют природно-климатические условия. Их сложность не всегда дает возможность точно спланировать дату начала и дату окончания функционирования. Этот фактор является очень важным для организации снабжения, так как именно он оказывает влияние на определение сроков оформления заказов товарно-материальных ценностей, их номенклатуры, количества и стоимости товара.
  3. Снижение курса национальной валюты. Это не только увеличивает цены транспортников, которые оказывают свои услуги, достаточно часто, на транспортных средствах импортного производства, но и материалы, необходимые для осуществления производственного процесса, товары для жизнеобеспечения персонала имеют зарубежное происхождение. Все это при снижении курса национальной валюты могут существенно увеличить затраты и сократить прибыль организации.
  4. Спрос имеет импульсивный характер. Это означает, что в отдельные периоды требуется срочная доставка определенных видов товарно-материальных ценностей. Такая доставка товаров на ТУО обычно возможна только авиатранспортом, что требует значительных финансовых ресурсов.
  5. Рост цен на услуги транспортных поставщиков. Учитывая, что транспортные расходы составляют значительную часть затрат предприятий, действующих на ТУО в связи с мультимодальностью доставки и значительным расстоянием,даже небольшое повышения поставщиками тарифов на перевозку значительно увеличиттранспортные расходы.
  6. Антироссийские санкции [4]. Это привело к невозможности поставки ряда необходимых номенклатурных позиций или, если поставка всё-таки возможна, к значительному увеличению срока поставки товаров за счет увеличения периода оформления заявления, согласования или получения лицензии.
  7. Изменение таможенного законодательства может также повлиять на увеличение времени поставки некоторых товаров, ограничение партий поставки, или невозможность поставки определенных товаров, запрещенных для ввоза в Россию.

К внутренним факторам можно отнести следующие.

  1. Наличие высококвалифицированного персонала. Компетентные и высокопрофессиональные работники смогут принимать грамотные и обоснованные решения, что в конечном счете, позволит сократить расходы предприятий.
  2. Наличие современных информационных систем. Это позволит отслеживать материальные потоки на предприятии, при необходимости, ускорять их или менять направление.
  3. Расположение транзитных складов. Транзитный склад — это место, где происходит сбор, консолидация и подготовка груза к отправке на ТУО. Оптимальное их расположения оказывает большое влияние как на своевременную доставку груза, так и на сокращение общих издержек.
  4. Наличие альтернативных поставщиков [5]. Наличие альтернативных поставщиков даст возможность минимизировать затраты на материалы, сократить сроки их поставки ипредотвратить возможные срывы.

Рассмотренные выше особенности и факторы ТУО позволяют выделить специфику организации снабжения ТУО:

  • Многономенклатурность товарно-материальных ценностей. Снабжение ТУО, как правило, осуществляется с внешних территорий, они не имеют собственных производств товаров, которые необходимы для производственной деятельности. Исключением, в отдельных случаях, является обеспечение электроэнергией. Поставки же других товаров могут осуществляться в ограниченный период времени.
  • Периодичность доставки товарно-материальных ценностей на ТУО. Круглогодичная доставка возможна только воздушным транспортом, но при этом значительно возрастает стоимость товарно-материальных ценностей. Перевозка автомобильным транспортом может осуществляться только в зимний период, и эти сроки в современных условиях значительно ограничены. Самая дешевая доставка — доставка водным транспортом в летний период. Но сроки значительно ограничены.
  • Мультимодальность доставки ТМЦ на ТУО. Мультимодальность предполагает использование разных видов транспортных средств, а также погрузо-разгрузочных работ или хранения ТМЦ в пунктах. В этом случае должны быть соблюдены определенные требования к надежности и прочности упаковки ТМЦ.
  • Накопление грузов в пунктах погрузки на транспортные средства. В связи с периодичностью доставки ТМЦ, а также для предотвращения срывов производства из-за сбоев в поставках необходимо создавать их запасы на пунктах отправки. При этом пункт поставки ТМЦ от производителя и пункт отгрузки на транспортные средства должны быть в одном месте.
  • Планирование производства, закупки в установленном месте к определенному времени. Для снижения логистических расходов следует учитывать стоимость ТМЦ, цену доставки до транзитного склада, а также транспортировку непосредственно на ТУО. Мультимодальность предполагает использование погрузо-разгрузочных работ, которые значительно увеличивают логистические издержки.
  • Ограниченный размер территории для осуществления производственной деятельности и проживания производственного персонала. Из-за природно-климатических условий необходима предварительная подготовка площадки для ТУО, при учете экологических условий. Поэтому размеры площади очень ограничены. Данные условия не создают возможности хранения больших объемов ТМЦ. Все это подтверждает необходимость планирования запасов и исключения излишков. С этой же целью следует оптимизировать упаковку грузов для максимальногоштабелирования.

Для повышения эффективности организации снабжения ТУО проводим анализ логистического цикла. Логистический цикл снабжения ТУО включает в себя следующие этапы:

  • прогноз (определение потребности в ТМЦ);
  • выбор поставщика;
  • формирование и размещение заказа;
  • производство;
  • доставка ТМЦ от производителя на транзитный склад;
  • хранение и переработка груза на транзитном складе;
  • доставка товаров на ТУО.

Для определения проблем организации снабжения ТУО и формулировки всех требований и условий проводим анализ в обратном порядке от последнего этапа цикла к первому.

Доставка товаров на ТУО. При доставке по зимнику существует большой риск повреждения ТМЦ из-за неровностей дороги или, если груз перевозится в открытом виде, существует риск хищения имущества в пути во время стоянки автомобиля.

Доставка груза по реке осуществляется на открытых баржах. При данном способе доставке также существует риск утраты груза по причине дождя, ветра, также возможен риск хищения ТМЦ.

Таким образом, ТМЦ, планируемые к перевозке на ТУО, должны иметь надежную упаковку, предотвращающую гибель и порчу имущества от воздействия вибрации, влаги, порывах ветра, при необходимости, упаковка должна иметь свойства защиты от прямых солнечных лучей и воздействия низких температур. Для предупреждения риска хищения, легковесные грузы должны быть помещены в контейнер, большой ящик или собраны в паллет. Также, всё ТМЦ должно быть надежно укреплены в кузове автомобиля.

Большое внимание на этапе формирования заказа ТМЦ, наиболее чувствительных к внешним воздействиям, должно быть уделено внутренней (торговой) упаковке.

Этап хранения и переработки груза на транзитном складе. Наиболее важной на данном этапе является проблема накопления груза. С одной стороны, необходимые ТМЦ стоит накапливать на транзитных складах заранее, в силу краткосрочности сезонных путей доставки ТМЦ на ТУО. С другой стороны, длительное хранение большого количества ТМЦ приводит к значительному увеличению складских расходов. Решением данной проблемы может быть согласование с поставщиком поставки товара на транзитный склад в установленные сроки.

Переработка груза на складе и погрузо-разгрузочные работы, также, как и транспортировка, влекут за собой значительный риск повреждения или даже риск гибели груза. Для их предотвращения ТМЦ должны иметь надежную упаковку, а также всю необходимую для правильной переработки груза маркировку. Необходимо проконтролировать, чтобы надежная для переработки, хранения и транспортировки груза упаковка и маркировка была обеспечена производителем или продавцом товара.

Доставка ТМЦ от производителя на транзитный склад. Этотэтап является важным для логистического процесса снабжения ТУО, и неправильное его планирование может привести к значительным логистическим издержкам. Важно, чтобы заказ был поставлен на тот транзитный склад, с которого производится отгрузка на транспорт в данный период. Поэтому уже на этапе размещения заказа подрядчику, помимо качества, объема и срока поставки товара, необходимо определить место поставки, с учетом времени года и вида транспортного средства.

С поставкой от производителя связаны такие проблемы, как неверная маркировка или её отсутствие, из-за этого товар может быть не опознан и не отправлен в назначенный срок в конечное место назначения.

Формулирование заказа и его оформление в установленном порядке. Ошибки, допущенные при формировании заказа, будут сказываться на всех последующих этапах. Содержание заказа должно быть самым тщательным образом продумано и должно включать: наименование, характеристику и количество товара; срок и место поставки товара; вид упаковки, содержание маркировки.

В связи с большим объемом производства и закупок ТМЦ в течение короткого периода времени, может возникнуть проблема с неспособностью поставщика поставить к необходимому сроку заказанные товары или поставленные заказы могут не соответствовать качеству и количеству, указанному в спецификации товара. В условиях краткосрочной периодической доставки данная проблема, в большинстве случаях, приводит к срыву поставки данного товара на ТУО.

Выбор поставщика может проводиться из числа действующих поставщиков организации-заказчика, в случаях, когда компания имеет договорные отношения с рядом поставщиков, способных осуществить производство и поставку необходимого ТМЦ. В случае закупки новых товаров, выбирается новый поставщик. Во всех случаях существует риск невыполнения поставщиком своих обязательств по качеству товара или по отгрузке товара в обозначенный срок.

Прогноз (определение потребности) на определенный период — является начальным этапом полного логистического цикла снабжения ТУО. Данный этап является, с одной стороны, наиболее сложным, так как необходимо наиболее точно определить объем ТМЦ на достаточно долгий период, с другой стороны, этот этап наиболее значимый, так как ошибки в расчетах скажутся на всех последующих этапах полного логистического цикла снабжения. Необходимо так спланировать объемы ТМЦ, чтобы материалов было достаточно для осуществления процесса производства в период до следующей сезонной поставки. В то же время излишний объем ТМЦ неизбежно приведет к увеличению логистических издержек при хранении и погрузо-разгрузочных работах, а также к невозможности вместить все доставленные товары и материалы на складской территории ТУО.

Хорошее обеспечение каждого этапа полного логистического цикла приведет к повышению эффективности организации снабжения ТУО, а решение проблем, возникающих на всех этапах, требует высокого уровня координации логистического процесса и межорганизационной логистической интеграции.

Учитывая, что каждая производственная компания, использующая ТУО, стремится к снижению логистических издержек, можно предложить направления развития организации снабжения ТУО:

Применение логистического аутсорсинга. В связи со сложностью и многочисленностью звеньев логистического процесса организации снабжения ТУО можно передать управление логистическим процессом снабжения ТУО профессиональным логистическим компаниям полностью или частично.

Расширение возможностей организации снабжения ТУО посредством строительства дорог и транзитных складов. Каждая организация, эксплуатирующая ТУО, с помощью дорожно-строительных предприятий строит зимники на свои производственные объекты и осуществляет их обслуживание в течение всего периода существования зимней дороги. Несмотря на платность, появление дорог позволяет сократить логистические издержки в 15-18 раз по сравнению с расходами на авиатранспорт, который может быть единственным средством доставки ТМЦ в период отсутствие зимников [6].

Создание транзитных складов в возможных местах накопления груза также является важной мерой по сокращению издержек в логистическом процессе организации снабжения ТУО.

Источник: uecs.ru


Назад

Комментарии

  • Ваш комментарий будет первым.

Написать комментарий

Поле для ввода текста комментария *
Имя *
E-mail
Укажите код
* - поля, отмеченные, * обязательны для заполнения